9 июля 2004 16:08
Осторожно, поезд отправляется!
Что нужно знать, чтобы избежать неприятностей в пути?
В теплые края стремятся не только перелетные птицы. Туда сейчас поехали и счастливые отпускники. Кто-то уже мечтает о теплом море под стук колес. Счастливые! И потому, что скоро в нем будут плескаться. И потому, что успели… сэкономить на проезде. А вот те, кто отправится в билетные кассы сейчас, уже заплатят за билеты дороже. Второй год железнодорожники устраивают чехарду с билетами: когда пассажиров мало – цены снижают. А потом, разумеется, наверстывают. Когда это лучше всего сделать? Понятно, в отпускной сезон. С 10 июля проезд в плацкартном вагоне подорожал на 10 процентов, в СВ и купе – на 8. С 6 августа – и того больше: на 15 и 12 процентов соответственно. Для семьи ощутимо.
В скором времени мы вообще будем ездить не в плацкартных или купейных вагонах. А как в самолетах – в «бизнес», «эконом» или «первом» классе. Кто победнее, так и во «втором», кто побогаче – в "люксе". На размер цены билета повлияет и то, на нижнюю или верхнюю полку вы купите билет. Есть даже предложение ввести дифференциацию цен на места в зависимости от их близости к туалету.
Пока выбирать не приходится. Хоть бы боковое место досталось добраться до вожделенного Адлера или Анапы. Итак, бежим за билетами.

Зайцем станете через час
Предварительная продажа начинается за 45 дней до дня отправления поезда. На промежуточных станциях – за трое суток. На крупных станциях билеты должны продаваться круглосуточно. И никаких закрытий для перерыва на обед и смену дежурств. Кассы должны быть открыты на всех станциях и остановочных пунктах, где продают 50 и более билетов в сутки.
Года два назад я столкнулся с такого рода нарушением в самый неподходящий момент. Мне нужно было пересесть с одного поезда на другой. "Окно" было всего 15 минут. И только я вбежал в здание вокзала, как все кассы дружно закрылись на технологический перерыв. Достучаться в 6 утра до какого-нибудь начальства было невозможно, пришлось бежать к начальнику поезда. Я уехал. Поскольку знал свои права. А сколько человек остались стоять у касс… В железнодорожных правилах сказано, что если у человека не было возможности купить билет через кассу (к примеру, он пересаживался с поезда на поезд), то начальник поезда или механик могут посадить его с последующим оформлением проезда в штабном вагоне в течение 1 часа с момента отправления поезда. Если за указанный срок проезд не будет оформлен, пассажир считается безбилетным.
Читал, что пассажир, оказавшийся в подобной ситуации, выиграл суд у Свердловского отделения железной дороги. Он делал пересадку на другой поезд в Свердловске, не смог вовремя купить билет, и ему пришлось задержаться на вокзале более семи часов. Главное, пострадавший обеспечил все доказательства нарушения: обратился к начальнику вокзала, сделал записи в книге жалоб и обзавелся парочкой свидетелей.
Одно место - два пассажира
Если вы попадете в такую ситуацию, вас обязаны пустить в вагон и предоставить другое место. Хорошо бы в вагоне повышенной комфортности. Должны были ехать в плацкарте – а вас переводят в купе. Ведь брать доплату в таком случае не имеют права. А вот если условия проезда окажутся на ранг ниже, разумеется, с согласия пассажира, то разницу в стоимости билетов вернут.

Кстати, работники железной дороги обязаны помогать нести вещи пассажирам, если тех переводят на другое место. Случается, что уже в поездке людей переводят из одного вагона в другой - техническая неисправность, вагон отцепляют, – действуют те же правила. Постельные принадлежности на новом месте пассажиру выдают бесплатно.
Стелить постельку должен проводник
Кстати, о постельных принадлежностях. Их приносит и убирает (!) за 30 минут до прибытия пассажира к месту назначения проводник. А не пассажир, который часто ходит за хозяином вагона с просьбой выдать ему белье. Более того, проводник обязан постелить постель инвалидам, больным людям, старикам и пассажирам с маленькими детьми. Пассажиры фирменных поездов могут попросить чай в любое время суток. В других поездах – три раза в день. Питьевая охлажденная вода в кране должна не переводиться.
Путешествие отменяется
Ну, мало ли. Передумали, заболели, срочно женитесь. В общем, поездка отменяется. Если вы сдаете билет не позднее чем за 15 часов до отправления поезда (раньше было 24 часа), то ничего при этом не теряете. Менее чем за 15 часов, но не позднее чем за 4 часа до отправления поезда – получите стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты; менее чем за 4 часа до отправления поезда - только стоимость билета. Стоимость плацкарты в данном случае не выплачивается. Если пассажир решил сдать "обратный" билет в том же месте, где его приобрел, то при возврате билета не позднее чем за 24 часа до отправления поезда пассажиру выплачивается стоимость проезда. При возврате билета позднее указанного срока, но до отправления поезда - стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.

Более мягкими стали требования к пассажирам, купившим билет в вагон повышенной комфортности. Если по какой-то причине вы раздумали путешествовать в СВ, можно сдать билет (естественно, до отправления поезда) и получить назад не только полную стоимость билета, но и деньги за сервисные услуги.
Помимо этого, каждому пассажиру, возвращающему неиспользованный билет в кассу, будет возмещаться страховой сбор.
Если же вы отменили поездку по причине болезни, то можете сдать билет спустя трое суток, предъявив медицинскую справку. Вам вернут его стоимость за минусом цены плацкарты.
Время - деньги!
В случае задержки отправки или прибытия поезда более чем на 60 минут пассажир вправе в течение 45 дней предъявить претензию об уплате штрафа. Для этого нужно поставить отметку о задержке у начальника станции и направить в адрес железной дороги письменную претензию.
В Правилах перевозок ничего не говорится об ответственности за опоздания поездов. Но статья 130 Транспортного устава предусматривает штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда. Если железная дорога не докажет, что "задержка или опоздание поезда имели место вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажира неисправности транспортных средств или иных, не зависящих от железной дороги обстоятельств..."
Багаж – тоже наш
Путешествующим в вагонах СВ дозволяется взять с собой до 50 килограммов ручной клади. Остальным придется ограничиться лишь 36 килограммами. Вы имеете право распределить багаж по трем баулам. Но при этом их суммарный размер не должен превышать 180 сантиметров. И они должны полностью поместиться в места для хранения ручной клади. Впрочем, это могут быть не только сумки и чемоданы. А, к примеру, - байдарка, велосипед или детская коляска. Их разрешается перевозить тоже. Но только в разобранном и упакованном виде. И прятать опять же под нижнюю полку.
Сверх установленной нормы провоза ручной клади пассажиру разрешается бесплатно провозить портфель, дамскую сумочку, бинокль, лыжи (!) и палки к ним, удочки, фотоаппарат, зонт и другие мелкие вещи, размер которых по сумме трех измерений не превышает 100 сантиметров.
А вот, к примеру, видеомагнитофон и прочую видео- и аудиоаппаратуру, даже если они входят в 36 кг и не занимают много места, "зайцем" не провезешь. За них придется платить.
Так что имейте в виду, за эти вещи нужно платить: электронная, бытовая, видео-,аудиотехника. Независимо от веса предмета с вас возьмут как за 30 кг багажа. Оформляется это все в кассе при покупке билета. Вам дадут квитанцию "багаж на руках", которую нужно предъявить проводнику при входе в вагон.

Сверх 36 кг за дополнительную плату можно провезти еще 14 кг багажа. Если же его вес приближается к 50 кг - придется выкупать одно место в купе. Если к 150 - все купе. В пригородных поездах можно бесплатно провозить детские и инвалидные коляски, растения, саженцы и другие посадочные материалы с обвязанной кроной и упакованными корневищами, не превышающие по высоте 180 сантиметров.
Мы везем с собой кота
Многие даже на время отпуска не желают расставаться с домашними животными. Их можно брать в путешествие, но соблюдайте правила. Во-первых, придется отказаться от СВ. Туда не пустят с животными ни при каких условиях. Как же, испачкают шерстью мягкие сиденья. А вдруг еще и описают?! Это положение не распространяется на собак-поводырей, сопровождающих слепых пассажиров. Их разрешено возить в вагонах всех категорий, причем бесплатно.
Во-вторых, потребуется взять справку N1 от ветеринара (где будет сказано, что животное выехало из местности, где нет эпидемий, должны быть и отметки о прививках). В-третьих, купить "собачий" билет. За животных, которые весят до 20 кг, платят, как за 20 кг багажа! А стоимость остальных определяется по фактическому весу. Дорого. Но куда деться, ехать всем надо. Хорошо, если ваш питомец - кошка, канарейка или мелкая псина, типа той-терьерчика или карликового пуделя. Животных полагается везти только в корзинах, ящиках, клетках и в местах для ручной клади. Никакой хозяин туда не отправит своего любимца, а разместит, в нарушение правил, с комфортом на своей полке. Тяжелее, если у вас овчарка, дог и прочие крупные породы. Придется выкупать целое купе. Ну не станете же вы привязывать собаку в нерабочем тамбуре первого за локомотивом вагона. Или отдавать в багажный вагон. Мало того, что там питомцу будет одиноко, страшно, так его еще кормить там никто не будет. Это обязанность хозяина. Получится не путешествие, а морока и стресс. Как для хозяина, так и для животного.
А вот улей с пчелами в обязательном порядке нужно сдавать в багажный вагон. В жаркую погоду таких "пассажиров" вообще не посадят в поезд. Как и при температуре наружного воздуха ниже +10 градусов.
Правила, введенные в 2002 году, разрешают пассажирам перевозить диких животных (раньше об этом и речи быть не могло), но прежде надо получить специальное разрешение МПС.
Сеянным-рассеянным
В случае потери билета есть шанс его восстановить. Нужно сообщить место, где вы его приобрели. Данные сохраняются в компьютере. И вам выдадут дубликат со штампом "Взамен утерянного". А вот если билет остался у провожающих (кстати, проводник обязан напоминать пассажирам, чтобы они не забывали свои проездные документы), то придется раскошеливаться во второй раз. С забывчивого товарища взыщут штраф (!) как с безбилетника и стоимость проезда в полном размере со всякими там сборами. Вернуть деньги можно будет уже после поездки, написав заявление и сдав забытый билет в кассу, где его приобретал.
Но пусть ваша поездка обойдется без этих неприятностей! Занимайте скорей места. Если все же в поездке что-то случилось, вы хотите предъявить претензии, то по возвращении нужно обратиться в пассажирскую службу Красноярской железной дороги: телефон 59-41-04.
Материал подготовил Олег Мельников
Версия для печати